Баянист, педагог, создатель и руководитель
нескольких ансамблей гармонистов, краевед, коллекционер, заслуженный
работник культуры Российской Федерации, почетный гражданин города Тулы.
Евгений Александрович лично хорошо знал всех баянистов, аккордеонистов
и гармонистов города-героя Тулы. Он был очень общительным человеком и
прекрасным рассказчиком, однако персональными данными о себе он делился
очень неохотно. Поэтому даже статья о нём в Тульском биографическом словаре
содержит более чем скудные биографические сведения...
Любовь к гармони Евгению Александровичу привил его отец – Городской
Александр Иванович, который очень любил музыку и неплохо играл на этом
музыкальном инструменте. Но Александр Иванович сам не стал обучать
маленького Евгения и его брата Павла музыке, а 15 июня 1938 года отвёл их
на обучение к очень известному в Туле баянисту – ученику В.П. Хегстрема,
главному солисту его оркестра – Владимиру Алексеевичу
Канищеву, который стал учить братьев Городских игре, но не
на гармони, как это считают многие, а на баяне.
По словам Евгения Александровича, В.А. Канищев был педагогом чутким,
добрым, но требовательным. Он сам прекрасно и много играл на баяне,
прививая музыкой своим юным воспитанникам любовь к этому русскому
народному инструменту. Канищев постоянно говорил, что мастерство
приобретается только трудолюбием. Во время занятий Владимир Алексеевич
часто рассказывал о деятельности оркестра баянистов под руководством Владимира
Петровича. Хегстрема, о жизни и творчестве Николая Ивановича
Белобородова.
Занятия с В.А. Канищевым продолжались до 1940 года. С этого времени Евгений
Городской стал посещать занятия музыкой в кружке при Доме культуры
оружейного завода. Но он всю свою долгую жизнь с благодарностью
вспоминал своего первого учителя.
В послевоенное время Евгений Александрович учился игре на баяне
в Тульском музыкальном училище (в
настоящее время – Тульский колледж искусств имени А.С. Даргомыжского),
который окончил в 1949 году. Вместе с ним в это время там обучались
легендарные тульские музыканты и педагоги: баянисты Александр Александрович
Сушкин и Евгений Александрович Козлов, аккордеонисты Пётр
Владимирович Попков и Анатолий Яковлевич Клюев. Музыкальное училище
в это время возглавлял Владимир Родионович Литвинов. Председателем
государственной комиссии, принимавшей выпускные экзамены, был
композитор Борис Наумович Шварцштейн.
В 1952 году Евгений Александрович Городской начал свою трудовую деятельность
во Дворце культуры «Серп и Молот» в должности руководителя детского
музыкального коллектива, в котором обучал юных музыкантов игре на баяне
и аккордеоне. В 1972 году там же организовал оркестр гармонистов. В 1978 году
он организовал и стал руководителем детского фольклорного оркестра
гармонистов «Гармошечка-говорушечка».
Параллельно с работой в ДК «Серп и Молот» Евгений Александрович Городской
организовал оркестр гармонистов во Дворце культуры Тулачермета
(ДК Металлургов), и на протяжении многих лет руководил им. Все музыкальные
коллективы, которыми управлял Е.А. Городской, являются неоднократными
победителями различных городских и областных конкурсов и фестивалей.
Как дипломированного баяниста Е.А. Городского не устраивали исполнительские
возможности традиционной тульской гармони. Поэтому он разработал свою
систему расположения клавиш в правой клавиатуре гармони, добавив в неё
несколько полутонов (выдающийся баянист и композитор – Евгений Дербенко, несколько позже пошёл по
этому же пути). Тульское производственное объединение «Мелодия» изготовило
для Е.А. Городского несколько комплектов гармоней его конструкции,
включавших музыкальные инструменты разных диапазонов и размеров.
Евгений Александрович был страстным коллекционером. Он собирал гармони,
баяны, аккордеоны. Его коллекция насчитывала около
ста действующих экземпляров (экспонатов). Чтобы реставрировать отдельные
музыкальные инструменты, Евгений Александрович часто обращался за
помощью к очень известным в городе оружейников настройщикам: Валерию
Александровичу Козлову и Виктору Аркадьевичу Трушину.
Е.А. Городской долгое время был «хранителем памяти» о «гордости земли
тульской»: о Н.И. Белобородове, о В.П. Хегстреме, о
В.А. Канищеве. Известный специалист по истории музыкального искусства
Максимов Е.И. писал: «Николай Иванович Белобородов умер
28 декабря 1912 года. Похороны его вызвали большую скорбь, тысячи туляков
пришли проводить в последний путь и отдать должное своему земляку».
Очевидцы этого скорбного события рассказывали, что «похоронная процессия
растянулась от Белобородовского дома на Киевской улице (ныне проспект
Ленина) почти до Толстовской заставы» (а это более трёх городских
кварталов). Однако уже в 1930-х годах прогрессивно мыслящие представители
благодарных туляков разбили гранитный крест на памятнике «нашей гордости»,
после чего могила изобретателя пришла в запустение и затерялась...
Работая во
дворце культуры «Серп и Молот», Евгений Александрович устраивал
«Белобородовские вечера», которые ставили своей целью возрождение
традиций белобородовского оркестра. Собирал материала для альбома
«Жизнь и творчество Н.И. Белобородова». В конце 1990 года он и ещё два
энтузиаста (преподаватель по классу фортепиано Тульской областной
детской музыкальной школы имени Г.З Райхеля Трунов Арнольд
Александрович и настройщик музыкальных инструментов, директор дома
быта «Юг» Шувалов Пётр Андреевич) 4 дня потратили на поиски по всему
Всехсвятскому кладбищу города Тулы памятника
Н.И. Белобородову, который согласно решению Исполнительного
комитета Тульского областного Совета народных депутатов «О дополнении к
решению исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов
трудящихся № 6 – 294 от 9 апреля 1969 года «Об улучшении постановки дела
охраны, эксплуатации и учета памятников истории и культуры» № 6 – 171 от
06.04.1978 года, охранялся Государством...
Когда могила изобретателя хроматической гармони была найдена, перед
взорами энтузиастов предстало жалкое зрелище: «Памятник был засыпан
землей и листьями деревьев. Все кругом было в запустении и в грязном
состоянии...» После того как могила была приведена Е.А. Городским и
его товарищами в приличное состояние, Евгений Александрович обратился
к председателю комитета по культуре и историческому наследию Тульского
городского Совета народных депутатов Николаю Юрьевичу Травину с
предложением восстановить крест на могиле нашего славного земляка. В
свою очередь Ю.Н. Травин вышел с ходатайством по этому предложению в
администрацию города Тулы. В 1991 году вопрос был решён положительно:
денежные средства на восстановление памятника были выделены, гранитный
крест был изготовлен и установлен на прежнее место...
Из публикаций Евгения Городского необходимо отметить два репертуарных
сборника: «Популярные эстрадные пьесы русских, советских и зарубежных
композиторов для баяна или аккордеона» и «Старинные популярные русские
и современные вальсы. Современные ритмы и танцевальные мелодии. Баян,
аккордеон», составленные и отредактированные Евгением Александровичем.
За долголетнюю многогранную деятельность Евгению Александровичу
Городскому было присвоено почётное звание заслуженный работник
культуры Российской Федерации, а его имя долгое время числилось в списке
почетных граждан города Тулы...
Публикации Е.А. Городского
1. Популярные эстрадные
пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для баяна или аккордеона.
Часть 1. Составитель и общая редакция: Городской Евгений Александрович,
заслуженный работник культуры Российской Федерации. – Тула: Гриф и К, 2005.
– 310 с.
2. Старинные популярные русские и современные вальсы. Современные ритмы
и танцевальные мелодии. Баян, аккордеон. Составление и общая редакция: Евгений
Александрович Городской, заслуженный работник культуры Российской
Федерации. – Тула: Гриф и К, 2005. – 435 с.
3. Городской Е.А. Владимир Алексеевич Канищев (Воспоминания
Е.А. Городского) // Старинные популярные русские и современные вальсы.
Современные ритмы и танцевальные мелодии. Баян, аккордеон. Составление
и общая редакция: Евгений Александрович Городской, заслуженный работник
культуры Российской Федерации. – Тула: Гриф и К, 2005. – С. 396.
4. Городской Е.А. Крест над могилой // Старинные популярные русские
и современные вальсы. Современные ритмы и танцевальные мелодии. Баян,
аккордеон. Составление и общая редакция: Евгений Александрович Городской,
заслуженный работник культуры Российской Федерации. – Тула: Гриф и К, 2005.
– С. 129.
Публикации о Городском Евгении Александровиче
1. Зарудская И.
Городской Евгений Александрович // Тульский биографический словарь.
Новые имена. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2003. – С. 58.
2. Кириленко Н. Замыслы и надежды Городского // Под сенью муз. –
Тула 1996. № 13 (июль). – С. З.
- На первом фото – Городской Евгений
Александрович.
- На втором фото – обложка репертуарного сборника «Популярные эстрадные
пьесы...» Составитель Е.А. Городской. Тула, 2005 год.
- На третьем фото – памятник на могиле изобретателя хроматической гармоники,
создателю первого в мире оркестра хроматических гармоник Николая Ивановича
Белобородова. Всехсвятское кладбище города Тулы. 14 марта 2003 года.
- На четвёртом фото – обложка репертуарного сборника «Старинные популярные
русские и современные вальсы...» Составитель Е.А. Городской. Тула,
2005 год.